Меню
Поиск по сайту
Голосование
Опрос
Приходилось ли вам защищать свои экологические права?
  • (43%)46 чел.
    да, приходилось обращаться в разные инстанции
  • (7%)7 чел.
    да, приходилось отстаивать свои права в суде
  • (30%)32 чел.
    нет, не приходилось, потому что я не знаю, как это делать
  • (20%)21 чел.
    нет, не приходилось, потому что не было повода
Результат
Наши контакты
603001, Нижний Новгород,
ул. Рождественская, 16д.
Телефон: +7 (831) 430-28-81, 8-951-901-2-901
Почта: dront-nn@mail.ru

Деловая игра как метод современного эколого – правового просвещения школьников

Козловских И. А.,

Левашова Т. В.,

эколого-просветительский центр «Оберег»

при экоцентре «Дронт» г. Н. Новгород

 

Деловая игра как метод современного эколого – правового просвещения школьников

Триединая концепция устойчивого развития наряду экономическими и социальными компонентами включает экологическое равновесие как один из ключевых аспектов модели. Актуальность экологической составляющей уже не подвергается сомнениям: человечество заметно ощущает масштабы глобального экологического кризиса, напрямую связанного с проблемами антропогенной токсикации биосферы, стремительного сокращения биоразнообразия и угнетения природных экосистем на огромных пространствах. Однако при высоком юридическом приоритете природоохранных задач, когда принципы «бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» закреплены в «Законе об образовании» последней редакции, на практике приходится констатировать низкий уровень организации экологического образования в стране.

При большом разнообразии методов и форм вовлечения школьников в природоохранный процесс и формирования эколого – ориентированного сознания - как первоочередных задач, стоящих перед экологическим воспитанием – их эффективность еще не достаточно определена.

Данная работа рассматривает деловую игру как современный метод эколого– правового образования школьников, который способствует выработке положительного отношения к экологическим и правовым требованиям и формирует на этой основе позитивные эколого – правовые убеждения, ценности и готовность действовать в направлении соблюдения эколого – правовых норм. Деловая игра представляет собой моделированную систему взаимодействия, которая предполагает переход от теоретического алгоритма к конкретно – практической деятельности. 

В рамках реализации программы по эколого – правому просвещению в рамках проекта «Общественная приемная «Защити свои экологические права» авторами была разработана деловая интерактивная игра «Кто срубил дерево?».

В основу методики легла имитация фрагмента реальной деятельности по защите зеленых насаждений от вырубки.

При разработке игры преследовались следующие цели:

- информирование об экологических проблемах ( вырубка зеленых насаждений, чистота городского воздуха, приоритет экономики над экологией в градостроительстве)

- вовлечение в природоохранную деятельность (через получение теоретического опыта защиты деревьев от вырубки)

- расширение взаимодействия с социально – природным окружением (решение задач по сохранению деревьев требует коммуникации и с местным сообществом, и с административными институтами)

Игра представляет собой командное соревнование по организации природоохранной деятельности по достижению конкретной цели. Перед участниками ставится задача не допустить вырубки деревьев в городских зеленых насаждениях правовыми методами (путем обращения в различные структуры). Каждая команда вырабатывает стратегию действий, выигравшей считается та, которая в максимально короткие сроки  добилась принятия решения по остановке незаконных действий. Во время проведения игры на площадке работает «эксперт», предоставляющий всю необходимую информацию, прохождение каждой инстанции сопровождается демонстрацией наглядных материалов (описание существующих природоохранных структур: функции, контакты, время рассмотрения обращения и пр.).

 Наряду с «традиционными», такими как «Министерство экологии», «Администрация города», «Полиция», «Суд»и  др., в инструментарий игры были добавлены такие категории как «Интернет и Социальные сети», «СМИ»  - эти сферы играют всевозрастающую роль в жизни общества, однако их возможности зачастую переоцениваются.

Данная методика способствует облегчению ориентировки в административно – правовом поле в решении экологических вопросов, проведение игры направлено на формирование у участников установки на доступность самостоятельных действий для решения природоохранных вопросов – школьники осознают, что не обязательно владеть сложной правовой информацией или перекладывать всю ответственность на институции.

Структура игры дает возможность  осваивать практику деятельности с вариативностью и нелинейностью путей решения (существует несколько «верных» путей) – так участники узнают, что в реальности можно обращаться сразу в несколько учреждений.

Интерес участников (как основной стимул обучения) поддерживается интерактивностью работы ( предполагается и работа в группах, и выступления от лица команды, передвижение на игровом поле, демонстрация слайдов), соревновательным аспектом (слушая ответы соперника, группа может корректировать собственную стратегию), оперированием знакомыми категориями (социальные сети, местное сообщество, полиция и др.). Все это удерживает внимание детей и повышает эффективность просвещения.

Контроль за усвоением материала осуществляется за счет оценки успешности выбранной стратегии, характера уточняющих вопросов от участников и общего подведения итогов после игры.

Подводя итоги, следует отметить, что вопросы экологического воспитания остаются актуальными и требуют применения современных методов. Только интегрированный подход, сочетающий теоретические и практические компоненты, обеспечит эффективное усвоение основ эколого-ориентированного воспитание, сформирует ответственное отношение к природе  и позволит применять полученные знания в реальной жизни.

 

Список литературы:

Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. — М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 288 с.

Черкашин А.А., Уланова О.В. Экологическое образование в России в рамках концепции устойчивого развития //  http://ecamir.ru/experts/Ekologicheskoe-obrazovanie-v-Rossii-v-ramkah-kontseptsii-ustoychivogo-razvitiya.html